читать дальше- Вы – профильная группа по английскому языку?
- Угу.
- Отлично. Смелее берите в руки веники и идите поиграйте в Золушку.
Именно столь изящно и дипломатично выглядело наше подключение к очередному школьному мероприятию. Видите ли, наша преподавательница по английскому, известная также в определенных кругах как достопочтенный профессор Слизнорт, благополучно отправилась на больничный, предоставив нас самих себе. Естественно, такой опытный хищник, как администрация сороковой гимназии, сразу учуял очумевших от свободы десятиклассников и решил погасить энтузиазм юных трепетных созданий, пока они окончательно не решили, что жизнь прекрасна и удивительна. Итог – наша весёлая-развесёлая английская группа вдруг резко стала состоять из 4-5 человек: то ли слишком совестливых, то ли не успевших вовремя сбежать. Сириус и Снейп, к моей безграничной радости и к их явной досаде, были в числе последних. Так мы не-помню-в-какой-раз стали жертвами абсолютно безнаказанной эксплуатации детского труда. Смирившись с судьбой школьных рабов, мы поинтересовались,
Наша священная миссия, конечно же, состояла в создании массовки в зрительном зале и предварительной его уборке.
Предоставив другим возможность продемонстрировать свои феноменальные способности в области расстановки вещей по фэн-шую, я с унылым лицом передвигала столы и стулья. А потом переключила своё внимание на те самые книжки, что “ЯБЛОКО” так щедро перенаправило нам с чьего-то завещания. Как назло, помимо сотен старых польских и немецких книг, там оказалась одна чешская. Работа успешно забыта, Эрхи почти с безумной радостью смотрит на знакомые буквы, носится с книгой, как угорелая, поглощает слово за словом, растворяется в тексте… Анна Олеговна пропалила сей факт и теперь в курсе моего тёмного прошлого в Праге. Чорд. И схалявить не дала, деятельная зараза. Сначала мы пафосно сделали маленькую пирамидку (=свалили в кучу) из многотомного собрания сочинений, а остальные коробки вернули в приемную; пришла директриса, и было приказано отставить идиотизм и самодеятельность, включить мозги и выставить ВСЕ книги, чтобы это “выглядело масштабно”. Пришлось тащить коробки обратно. Снова профи-фэншуйники наколдовали на столах какую-то замысловатую композицию, и на этот раз она была одобрена. Закончили мы как раз вовремя, и в кабинет пригнали остальных “участников встречи”. То есть всех, кто не успел скрыться. Неудачники рассеялись кто где, но вот первый ряд занять никто не спешил. Пустующие места рядом с Тёмным Лордом действовали угнетающе хотя бы потому, что впереди не было надежных спин-прикрытий. Но волновалась я зря.
При виде цветущей и “в меру упитанной” политиканши я поняла, что три свободных места – это в самый раз. Пять – ещё и для сумки место. Мы молодцы.
Яковлева, кстати, оказалась личностью колоритной. Без лишних вопросов типа “А вам это надо?” поведала историю своей жизни, бонусом добавила рассказ о становлении её актёрской карьеры, дала номер мобильного телефона, велела звонить в любое время дня и ночи – попросить совета, обсудить проблему или просто поболтать – и, что самое удивительное, никакого политического промывания мозгов (вроде лозунгов “За ЯБЛОКО! За будущее нашей Земли! За экологию!”) не было. Зато была подброшена конфетка в виде секретного откровения, что наша область снимает фильм про королеву Луизу. Художественный фильм о величайшей королеве Пруссии! I need it! Кстати, запомнилась Яковлева не только тем, что оказалась гонцом с радостными вестями для пруссофила, и даже не тем, что предложила нам вот так с разбегу в карьер сниматься в этой картине (хоть в массовочке, но это же awesooooome!), но и весьма причудливой простодушностью, граничащей с какой-то странной наивностью. Поясню. Вот так она рассказывает о своей дружбе с Андреем Мироновым: “И однажды он мне сказал, когда мы во время перерыва на съемках гуляли по набережной: “Сашка, как ты можешь так играть? У тебя же глаза пустые, совершенно глупые! А всё потому, что у тебя в голове ничего нет!” А я… <…la-la-la, I’m not listening…>. Потом в Москве… <ещё немного ненужной информации>. И!.. <бессвязный поток сознания>. И вот, когда судьба снова свела нас с Мироновым вместе, он сказал совершенно замечательную вещь – “Ты совсем не изменилась”! Я была так рада! Такой комплимент!”. Кто не понял, тот ничего важного не упустил. А ещё карьерный рост Яковлевой: актриса – директор компании железных дорог – политик. Причем от первого ко второму звену цепочки она перешла потому, что наш могучий Президент увидел её в костюме генеральши на каком-то ж/д празднике. Теперь вы поняли, почему Эту Страну не победить?
Но наша великосветская беседа подошла к концу, на прощанье Яковлева посоветовала нам “вгрызаться” в интересных людей из нашего окружения и в первую очередь загрызть директрису, а наша группа англичан-лошков снова всё убирала. Сириус нашёл ещё две книги на чешском, и мне разрешили взять их домой почитать. А Эрхог весело носилась с партами и, крича “Быстрее, Снейп, быстрее!”, давила ими Северуса. Happy end.
29 ноября. «Идиотас» как пособие для начинающих абсурдистов
читать дальше Тёмный Лорд все-таки сделал это. Вытащил всю десятую параллель на спектакль литовского театра из Вильнюса «Мено Фортас» под благовидным предлогом того, что, мол, пора бы молодежи приобщаться к элитарному искусству и "начать учиться наслаждаться" прекрасным. Фамилия режиссера - Эймунтас Някрошюс – уже была достаточным поводом для сигнала тревоги моему мозгу, но то, что окончательно посеяло панику в моей душе, была длительность спектакля – пять с половиной часов. Впрочем, нам ещё повезло: чеховский «Вишневый сад» в постановке этого режиссера радовал зрителей 8 часов. Отзывы на «Идиота» я нашла самые разнообразные. От “бей прибалтийских нацистов” до “одним словом – шедевр”, от “убого” до “гениально”. На калининградском форуме грядущая премьера обсуждалась вяло и с привычным кёнигсбергским снобизмом – “если ожидать худшего, то либо окажешься приятно удивлен, либо ничего не потеряешь”. И я бы даже не нервничала, если бы спектакль не длился 5,5 часов, не был полностью на литовском языке, не казался бы воплощением безумия половине зрителей, и я бы, вопреки всем этим факторам, не затащила на него маму.
После просмотра спектакля я с чистой совестью могу согласиться со многими театралами-комментаторами. Это, воистину, новый, абсолютно неожиданный взгляд на “Идиота” Достоевского. Иными словами, так до абсурда упростить и переиначить его не смог ещё никто.
Начиналось всё замечательно – в автобусе я встретила Снейпа, у входа в театр ко мне обратилась какая-то литовка, посчитав меня тоже представительницей этого замечательного народа Прибалтики, а мама, увидев, какой замечательный вид на люстру нам открывается со второго яруса, энергично провела нас со Снейпи на ярус ниже, где было всё замечательно и видно, и слышно. Кошмар наяву начался после третьего звонка. Первым ударом было то, что субтитры к речи героев находились чуть ли не под потолком, в результате чего взгляду приходилось метаться вниз-вверх, что уже само по себе было очень неприятно; актеры же говорили ТАК быстро и метались по сцене столь непредсказуемо, что к началу первого антракта у меня перед глазами проплывали помимо всего прочего ухмыляющиеся слоники, весёлые крылатые грибы и много чего ещё интересного. И да, литовский язык достаточно сложен для понимания, и если кто-нибудь снова неосторожно предложит мне его изучать, я ВЫРВУ ЕМУ СЕРДЦЕ ПЕЧЕНЬ ПОЧКИ ГЛАЗА УБЬЮ ВСЮ СЕМЬЮ ВЗОРВУ ДОМ ЗАДУШУ ЛЮБИМОГО ХОМЯЧКА ОСТАТКИ БРЕННОГО ТЕЛА ЭТОГО СУИЦИДНИКА СОЖГУ НА ЖЕРТВЕННОМ КОСТРЕ В ЧЕСТЬ НАШЕГО ВЕЛИКОГО И МОГУЧЕГО А ПРАХ РАЗВЕЮ НАД БЛИЖАЙШИМ СВИНАРНИКОМ; так как, если ты не родился в Литве, этот язык тебе постичь не дано, и потому что языка с более сложными конструкциями речи я ещё не слышала (хотя, это может быть просто временным впечатлением, нагнетенным самой постановкой).
Снейп свалил, по-моему, после второго антракта, сам Тёмный Лорд – после второго или третьего, пожилая женщина за нами удалилась на середине 1-ого действия со словами «Это не спектакль «Идиот»!», а мы с мамой остались до конца. Профессиональный критик и начинающий, ну как же мы могли уйти?
“Язык Някрошюса сложен и своеобразен, но это выход на совершенно другой уровень театрального языка” – словно в сказке “Новое платье короля” твердят якобы что-то понявшие шельмы-театралы, стесняясь сказать простое “это абсурд”, так как бояться показаться глупыми. А я вот что скажу. Да, я, может, не маститый ценитель, может, совсем провинциал, но ведь искусство должно быть таким, чтобы его могли понять все, не так ли? Не горсточка любителей, занесенных в Красную книгу, а все! Возможно, режиссер и гений, и спектакль его под каким-то углом гениален, но я с этим не согласна. Всё гениальное – просто. И принцип золотой середины ещё никто не отменял. Это не новая трактовка романа «Идиот» - это спектакль по мотивам, где действительно можно было не акцентировать внимание на «проклятых» вопросах, вынести религиозную тематику за скобки (сам Достоевский в гробу юлой вертится от этого), сделать из русских людей нечто необъемное и безликое, без намека на какую-либо народную принадлежность. Это не спектакль о свойствах страсти – это наглядная демонстрация признаков шизофрении в различных её проявлениях. Это не гениальный режиссерский ход, что нет русской специфики и каноничных костюмов/интерьеров, что эта история может приключиться где угодно и с кем угодно – это бессовестное упрощение и искажение канона, самой эпохи, в которой происходило действие. Это не настоящие яркие эмоции – это безумие на грани срыва. Это не филигранно звучащие сценические «знаки» - это перенасыщенность, перегрузка композиции образами.
Сюжет был сосредоточен на истории четырех героев: князя Мышкина… ах, простите. Никакой он не Мышкин – он Левс Николаевичюс Мышкинс. Итак, сюжет сосредоточен на истории Мышкинаса, Рогожинаса, Настасьис Филипповныс и Аглаи. Завершается всё тоже не по канону: не безумием Мышкинаса, а милой болтовней князя с Рогожинасом возле скорбного трупа Настасьис. Как мама верно подметила, все герои ведут себя не как русские дворяне, а как обычные такие литовские
Да, это могло бы стать чем-то потрясающим воображение, но сюжет, основанный только на образах? Поток сознания на сцене? Это ирреально настолько, что человеческий разум автоматически пытается отгородиться от этого, заблокировать восприятие. И где выход? Где выход из этого земного Ада, так красочно расписанного? Где надежда, столь необходимая каждому человеку? Во что верить? Кого любить? К чему стремиться? Судя по всему, режиссер не ставил перед собой задачу показать нам путь к спасению. Тогда смысл? Играть ради игры? Глупо, бессвязно, тяжко. От Достоевского оставили клочки сюжета. Жаль.
30 ноября. Ночной дозор, всем выйти из сумрака!
читать дальшеНичего судьбоносного для мира и меня в частности в этот день не произошло, но он примечателен тем, что я в первый раз поучаствовала в Историческом Дозоре, первый раз была в гостях у Снейпа и впервые была на студенческой пятнице в Музее Янтаря. По-моему, этого достаточно, чтобы запомнить этот день надолго.
Успешно сбежав с экономики и двух английских, я, Снейп и ещё трое счастливцев направились к библиотеке им. Чехова, где нам предстояло поучаствовать в таинственном Дозоре. Что это, какая тематика, что нам нужно будет там делать – всё это оставалось сокрыто завесой тайны вплоть до начала самого Дозора, потому что Фея, главный манипулятор всех времен и народов, сказала нам только самое главное – место и время явки. Прибыв туда, мы с каким-то недоумением обнаружили, что библиотека-то в субботу не работает. Мы стучали в окна, барабанили в дверь, едва не снося её с петель, орали и вообще занимались редкостным вандализмом, но ответа так и не дождались. Решив подождать до номинального начала – 12 часов – мы разбили временный лагерь на крыльце, и каждый занялся своим делом: кто пошёл за едой в ближайший супермаркет, кто ныл о горести жизни, кто обсуждал Гарри Поттера. И вот, ровно в полдень, двери библиотеки распахнулись. Как раз в тот момент, когда мы фоткались на их фоне. Epic fail.
Потом нас кратко ввели в курс дела. Существуют три вида Дозоров: Литературный, Мистический и Исторический. Первый – на литературную тематику, второй – при свете собственных фонариков, под тревожную музыку и на разнообразные мистические темы, а последний, в котором мы, собственно, и поучаствовали – на исторические. Суть такова. В самом начале нам выдают нулевой вопрос, ответ на который мы должны найти в определенной локации (обычно её название непосредственно фигурирует в вопросе). Например, так как исторические темы внезапно оказались краеведческими, наш вопрос касался «раненного пулями семь раз при взятии Кёнигсберга, которого лечили водкой», и локация была указана «ищете его там-то». А затем, по цепочке, мы находим все 11 вопросов, последний из которых приводит нас к финишу.
В нашу дружную команду Снейп-Регулус впихнули ещё Нагайну и какого-то парня из другой школы, но хорошо провести время и занять второе место нам это не помешало. Мы носились по библиотеке, как сумасшедшие, и это было… непередаваемо, в общем. И отличная у нас была команда, кстати. Если вычесть ноющую скорбную Нагайну, которая ничего толком не делала. Только представьте: весь такой я, который моментально давал ответ на очередной вопрос (плевое дело для пруссофила, в нулевом вопросе сразу же опознать бегемота Ганса, с вертухи вспомнить нужную легенду или событие), и Северус с парнем-из-другой-школы, как опытные ищейки выискивающие в локациях что-нибудь, связанное с предложенным мною ответом. Одно из заданий было на улице – нужно было найти старый дуб на улице Вагнера. Набегались мы с ни-и-и-им… А в конце победила дружба. Всем досталось по кусочку тортика, ахах.
Затем мы со Снейпом приехали на Северусову квартиру и посмотрели Паранормальные явления 3. Я то делала рукалицо, то говорила «не идите туда, придурки блин», то смеялась, то вообще пищала. Снейп, по-моему, угорал над этим фильмом тоже. И было над чем, потому что ужастик очень и очень смешной, так как у людей нет логики, и вообще все ведут себя странно. А ещё мы придумали всем зачётные клички. Бабуля, дура, чувак, друг чувака гей, толстуха-доча и психованная доча. Кстати из всех из них самым адекватным оказался друг чувака гей, так как он уехал сразу же, как только его в ванне поцарапал злобный Тоби (если что, то это невидимый друг-призрак психованной дочи) во время призыва Кровавой Мэри. Всем советую фильм как средство для поднятия настроения и самооценки в интеллектуальном плане.
И на закуску – студенческая пятница по теме «Криптозоология: животные из средневековых бестиариев», куда я бессовестно затащила упорно сопротивляющуюся Эстель и где я выиграла в лотерее. Мы поднялись на обычно закрытую для посетителей башню Дер Дона, поговорили о том, как единорог произошел от носорога, как вырастить утку на дереве, в каких случаях овца превращается в дракона, а также обо всех невероятных созданиях, которых породила фантазия средневековых ученых. А ещё был конкурс на создание своего мифического существа, и я торжественно представляю вам нашего милого Добряка – представителя таких удивительных животных, как Инсекторептилии:
Он живёт в Африке и величиной с десятиэтажный дом. У него голова, шея и хвост змеи, острые как бритва зубы, мохнатые паучьи ноги, крылья как у божьей коровки и невероятно умные глаза. Русские исследователи назвали его «Добряк», так как при наличии столь внушительных размеров он совершенно безобиден и даже дружелюбен. Абсолютноо иначе считают племена, населяющие районы его обитания – Инсекторептилия питается исключительно слонами (одного грустного слоника вы видите у Инсекторептилии в зубах на изображении), что считается одной из основных причин постепенного вымирания этих животных. До сих пор ни одна Инсекторептилия не была поймана, так как все её представители обладают удивительным умом и сообразительностью, и при малейшем намеке на опасность взлетают в небо, поднимая песчаные бури, и невероятно быстро скрываются в неизвестном направлении. Инсекторептилия выше законов физики, а также все её тело состоит из легких тканей, посему эта громадина и может так молниеносно перемещаться. Милашка ведь?
А вот вам на прощание другие интересности из этой лекции, например грифон и сражение рыцаря с улитками.
1 декабря. Бессмысленно, но радует
В первый же день зимы стал падать снег. Есть что-то волшебное в том, чтобы неспеша идти в эдакую почти-ночь (пусть и в школу) по хрустящему и переливающемуся серебряными блёстками снегу (и обязательно там, где ещё никто-никто не оставлял своих следов!), смотреть на глубоко-синее небо и ловить языком снежинки.
Эх, да я сегодня что-то романтик.